Основной целью деятельности государственного учреждения «Воложинский районный центр гигиены и эпидемиологии» является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду и качества жизни населения Воложинского района.
Приоритетные направления деятельности:
- Реализация законодательства, направленного на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершенствование государственного санитарного надзора. Развитие механизмов стратегического и проектного управления.
- Совершенствование правового регулирования государственного санитарного надзора с учетом риск-ориентированного подхода. Повышение эффективности и результативности контрольной (надзорной) деятельности и ее обеспечения.
- Совершенствование государственного санитарного надзора по реализации законодательства, направленного на снижение потенциального риска влияния вредных факторов среды обитания, небезопасной продукции для жизни и здоровья человека.
- Организация проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий в целях обеспечения стабильной эпидемиологической ситуации, биологической безопасности и предупреждения распространения инфекционных болезней.
- Формирование здорового образа жизни и совершенствование социально-гигиенического мониторинга в контексте достижения Целей устойчивого развития (далее – ЦУР).
- Оптимизация и развитие системы лабораторного обеспечения государственного санитарного надзора.
- Международное сотрудничество в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Реализация положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в сфере санитарных мер и технического регулирования (далее – ЕАЭС).
- Совершенствование кадровой политики и реализация комплекса мер по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
- Развитие деятельности по информатизации и обеспечению безопасности информации, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну, в санитарно- эпидемиологической службе Министерства здравоохранения Республики Беларусь.
- Укрепление материально-технической базы учреждений государственного санитарного надзора в целях эффективного решения поставленных задач по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Задачи:
- Проведение мероприятий, направленных на реализацию Законов Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения», «О здравоохранении» и других, в том числе обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду и качество жизни граждан, в том числе посредством:
- обеспечения безопасности продукции и среды обитания человека, включая снижение влияния негативных факторов на состояние атмосферного воздуха, почвы и питьевой воды;
- Обеспечение межведомственного взаимодействия, сопровождение и реализация государственных программ, республиканских совместных планов, стратегий и концепций, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- Обеспечение профилактической деятельности по реализации Программ достижения показателей Целей устойчивого развития Республики Беларусь;
- Организация деятельности по осуществлению государственного санитарного надзора с преимущественным использованием мер профилактического и предупредительного (превентивного) характера, реализуемых во взаимодействии с проверяемыми субъектами;
- Продолжение работы по актуализации нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, разработанные с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного санитарного надзора;
- Оптимизация контрольной (надзорной) деятельности в целях недопущения неоправданного роста контрольной (надзорной) нагрузки на субъекты хозяйствования, исключения излишнего вмешательства в их деятельность, а также необоснованного применения мер ответственности;
- Продолжение работы по решению проблем организации питания обучающихся в учреждениях образования, контролю за выполнением установленных норм питания, организации диетического (лечебного и профилактического) питания, снижению в рационах питания содержания соли и сахара, в том числе в рамках поручений Совета Министров Республики Беларусь;
- Организация работы по развитию и оценки эффективности Проекта «Школа-территория здоровья»;
- Обеспечение государственного санитарного надзора по вопросам радиационной безопасности при эксплуатации источников ионизирующего излучения, при строительстве и вводе в эксплуатацию, за проведением гигиенических мероприятий по ограничению облучения населения от природных источников ионизирующего излучения. Организация и проведение радиационного контроля и радиационно-гигиенического мониторинга продуктов питания, питьевой воды и других объектов среды обитания человека;
- Обеспечение на системной основе государственного санитарного надзора за перспективным планированием (зонированием) территорий населенных пунктов, санитарно-защитными зонами объектов, оказывающих воздействие на здоровье человека и окружающую среду, организацией и проведением лабораторного контроля качества атмосферного воздуха и физических факторов;
- Совершенствование государственного санитарного надзора, в том числе лабораторного сопровождения, за условиями труда работающих на промышленных предприятиях, в сельскохозяйственных организациях с использованием оценки профессионального риска для взаимосвязи формирования профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости с условиями труда работающих, обеспечение гигиенического сопровождения территориальных программ, комплексных планов мероприятий по улучшению условий труда и профилактике профессиональных заболеваний, сохранению здоровья работающего населения, прохождения периодического медицинского осмотра работающих во вредных условиях труда;
- Продолжение на системной основе работы по защите внутреннего рынка страны от поступления и оборота некачественной и небезопасной продукции, в том числе в рамках реализации Закона «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека»;
- Обеспечение прогресса в достижениях целевых показателей и решении задач Комплекса мер по реализации обязательств, принятых Республикой Беларусь по Протоколу по проблемам воды и здоровья к Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 года, до 2030 года;
- Проведение анализа риска факторов среды обитания человека, контроля за порядком организации диетического питания в учреждениях здравоохранения, в том числе с проведением лабораторных исследований;
- Совершенствование и обеспечение эффективного функционирования системы эпидемиологического слежения за инфекционными заболеваниями, включая COVID-19, в целях своевременного и эффективного реагирования на складывающуюся эпидемиологическую ситуацию на всех уровнях;
- Внедрение и реализация оптимизированной тактики вакцинопрофилактики отдельных инфекционных заболеваний, включая COVID-19, в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок Республики Беларусь и Перечнем профилактических прививок по эпидемическим показаниям;
- Совершенствование системы эпидемиологического слежения за инфекциями, связанными с оказанием медицинской помощи. Обеспечение результативного государственного санитарного надзора за организациями здравоохранения с целью поддержания безопасной среды пребывания для пациентов и работников;
- Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и недопущение возникновения эпидемических осложнений посредством проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий на объектах государственного санитарного надзора;
- Обеспечение готовности органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, к реагированию на чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения, имеющие международное значение;
- Обеспечение организационно-методического руководства и оказания консультативной помощи, оценка результативности государственного санитарного надзора за проведением мероприятий по профилактике бешенства в регионах Республики Беларусь;
- Обеспечение энтомологического слежения за переносчиками инфекционных и паразитарных заболеваний, обитающих на территории республики, в целях оценки эпидемиологической ситуации и своевременной корректировки санитарно-противоэпидемических мероприятий;
- Поддержание и внедрение научно-обоснованных эффективных мер профилактики ВИЧ- инфекции, в том числе среди ключевых групп населения;
- Проведение эффективной информационно-образовательной работы с населением по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции и ПВГ, направленной на повышение информированности населения по вопросам ВИЧ-инфекции и ПВГ, а также формирование социальной среды, исключающей дискриминацию и стигматизацию по отношению к людям, живущим с ВИЧ;
- Совершенствование эпидемиологического слежения за природно-очаговыми инфекциями с учетом эпизоотологического мониторинга природных очагов зоонозов, изучения циркуляции возбудителей во внешней среде с использованием лабораторных методов диагностики;
- Внедрение системы средне и долгосрочного прогнозирования эпидемиологической ситуации для обеспечения противоэпидемической устойчивости административных территорий в контексте достижения показателей ЦУР;
- Организационно-методическое сопровождение территориальных центров гигиены и эпидемиологии по вопросам лицензирования медицинской деятельности, входящим в компетенцию органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор;
- Участие в актуализации Концепции национальной безопасности Республики Беларусь;
- Реализация в части касающейся республиканских комплексных планов мероприятий по профилактике COVID-19, бешенства, гриппа птиц;
- Оценка уровня осуществления санитарно-карантинного контроля и иных мероприятий в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь в рамках санитарной охраны территории;
- Обеспечение межведомственного взаимодействия всех заинтересованных в целях эффективной реализации государственного профилактического проекта «Здоровые города и поселки» и развития национальной сети «Здоровые города и поселки»;
- Разработка и реализация локальных профилактических проектов, программ и инициатив, направленных на популяризацию здорового образа жизни, активного досуга и профилактики неинфекционных заболеваний;
- Обеспечение реализации мер по противодействию потребления табака и никотинсодержащей продукции, в том числе на законодательном уровне;
- Формирование партнерства с государственными и неправительственными организациями по вопросам создания социальной рекламы по продвижению здорового образа жизни, профилактики факторов риска развития неинфекционных заболеваний;
- Информационное сопровождение профилактической деятельности, в том числе по достижению делегированных Министерству здравоохранения Республики Беларусь показателей ЦУР;
- Обеспечение организационно-методического сопровождения информационной системы «Национальная платформа предоставления отчетности по Целям устойчивого развития Республики Беларусь» по делегированным Министерству здравоохранения Республики Беларусь показателям ЦУР;
- Обеспечение проведения сравнительного эпидемиологического анализа неинфекционной заболеваемости на административных территориях;
- Реализация законодательства, направленного на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, путем активизации межведомственного взаимодействия с местными исполнительными и распорядительными органами, заинтересованными ведомствами, учреждениями и организациями в целях реализации национальных стратегий и планов, достижения Целей устойчивого развития;
- Обеспечение интеграции показателей Целей устойчивого развития, делегированных Министерству здравоохранения Республики Беларусь, в деятельность органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор;
- Приведение условий размещения и совершенствование материально-технической базы лабораторного отдела в соответствие современным требованиям национальных и международных норм и правил с целью повышения эффективности работы лабораторий, используя средства всех уровней бюджета и иные средства;
- Проведение анализа объемов лабораторных исследований по бюджетной и внебюджетной деятельности с целью своевременной корректировки штатного расписания;
- Освоение и внедрение в практику работы лабораторий санитарно-эпидемиологической службы вновь принятых межгосударственных стандартов, новых методов (методик) исследования в целях контроля показателей безопасности, установленных требованиями технических регламентов Евразийского экономического союза;
- Развитие контроля качества диагностической и испытательной деятельности лабораторий (участие в межлабораторных сличениях, в том числе международных, проведение внутреннего контроля качества и т.д.);
- Совершенствование механизма кадрового подбора, учитывающего потребности органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор;
- Повышение качества управления кадровым резервом и его формированием;
- Совершенствование системы профессионального развития кадрового состава в течение всего периода профессиональной деятельности с учетом уровня должности и специфики должностных обязанностей;
- Дальнейшее внедрение информационных технологий в целях повышения качества кадровой работы;
- Совершенствование механизмов профилактики коррупционных и иных правонарушений, организация работы по предупреждению коррупции и выявлению коррупционных рисков, реализация постановлений коллегий Министерства здравоохранения Республики Беларусь;
- Совершенствование института наставничества;
- Реализация Комплекса мер по кадровому обеспечению отрасли здравоохранения под полную потребность и закреплению кадров на рабочих местах на среднесрочную перспективу, утвержденного Министром здравоохранения Республики Беларусь 29.07.2022;
- Внедрение в практику работы новой версии интегрированной автоматизированной системы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь (далее - И АС КНД), техническое сопровождение и наполнение базы ИАС КНД;
- Администрирование единого государственного банка данных о правонарушениях (ЕГБДП);
- Дальнейшее развитие и техническое сопровождение функционирования Единой информационной системы санитарно-эпидемиологической службы (ЕИС СЭС);
- Продолжение работы по организации увеличения финансирования учреждений государственного санитарного надзора областей за счет средств местных бюджетов в объемах, составляющих не менее 4,0% средств, выделяемых на финансирование организаций здравоохранения;
- Организация приобретения необходимого оборудования и проведения ремонтов;
- Бесперебойное снабжение лаборатории реагентами и расходными материалами;
- Лабораторное сопровождение государственного санитарного надзора на республиканском уровне актуальных и вновь возникающих опасных инфекций, в том числе Sars-CoV-2;
- Обеспечение готовности лабораторий СНЛК в рамках отраслевой подсистемы ГО/ЧС к диагностике источников и расшифровке причин чрезвычайных событий с учетом требований Международных медико-санитарных правил;
- Дальнейшее участие в международном проекте по противодействию распространения устойчивости микроорганизмов к противомикробным препаратам;
- Принятие мер по укреплению кадрового потенциала;
- Повышение результативности исследований, в том числе и за счёт отбора проб;
- Проведение согласованной политики в сфере санитарных мер для совместной разработки, принятия и реализации международных договоров и актов Евразийской экономической комиссии;
- Реализация стратегических направлений Евразийской экономической интеграции до 2025 года;
- Применение системы оценки риска при осуществлении надзорной деятельности за соблюдением санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, а также требований технических регламентов ЕАЭС;
- Использование ресурсов единой системы нормативно-справочной информации ЕАЭС в области технического регулирования и СФС мер, в том числе для информирования о продукции, не соответствующей обязательным требованиям ЕАЭС в части санитарных мер;
- Участие в реализации международных научно-практических проектов (программ, исследований) в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики, контроля и надзора за инфекционными заболеваниями, в том числе COVID-19;
- Осуществление санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на недопущение ввоза через таможенную границу ЕАЭС и обращения по таможенной территории ЕАЭС опасной продукции;
- Реализация Комплексного плана мероприятий в области здравоохранения и санитарно- эпидемиологического благополучия населения по предотвращению распространения коронавирусной инфекции COVID-19 и иных инфекционных заболеваний на территории государств-членов ЕАЭС, в том числе минимизация рисков завоза и распространения инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений) и их ликвидация.